Лицензия Министерства Культуры РФ № МКРФ 01518 от 04 марта 2014г.
P: пн-пт: с 9:00 до 18:00

Здания Биологического музея будут восстановлены

03 августа 2020

Здания Биологического музея им. К.А. Тимирязева представляют собой объекты культурного наследия, имеющие общефедеральную ценность. Наши специалисты готовят их к проведению комплексных реставрационных работ. Постройки расположены на территории бывшей усадьбы П.И. Щукина. Это торговец, известный коллекционер, один из самых крупных собирателей русского антиквариата страны во второй половине XIX столетия. В своем владении он организовал негосударственный Музей российских древностей. Там были выставлены произведения древнерусской живописи, скульптуры, архитектуры, бытовые предметы и изделия.

В усадебное объединение входит несколько строений из кирпича. Они были созданы в последнем десятилетии XIX - начале XX столетия в неорусском или, как его еще именуют, псевдорусском стиле. Данная манера исполнения базируется на ценностях и обычаях, характерных для народного искусства и старинного зодчества. Дома проектировались в разные годы под руководством совершенно различных архитекторов, однако оба они внешне очень похожи на терема из народных сказок. Их объединяет между собой подземный переход. Он, а также ограда с парадными воротами тоже будут восстановлены. Музей занимает два здания имения, которые находятся по адресу – М. Грузинская, д.15, стр.1,2.

Типичные черты неорусского стиля

Существует символическое деление, согласно которому здания усадьбы делятся на старый (строение под номером два) и новый (номер один) музей. Первый из упомянутых расположен в глубине имения, там, где сейчас находится корпус администрации. Это строение было создано в 1892 году по проектным чертежам архитектора Б. Фрейденберга. Оно представляет собой постройку в два этажа прямоугольной формы. Она эффектно дополнена черепичными крышами, по форме напоминающими шатры, и кокошниками. На ней присутствуют слуховые окна, трубы, башенки. Нижний этаж отличается отделкой в виде бриллиантового руста. Она представляет собой копию каменной кладки, каждый элемент которой обладает большим количеством граней. Фасады декорированы лепниной, нишами из кирпича с арками, изразцами.

Фасад нового музея выходит на улицу М. Грузинская. Там в данное время проходят основные экспозиционные показы Биологического музея. Постройка в два этажа также украшена шатровыми крышами, гребнями, башенками, особыми выступами, на фасадах имеется обильная лепнина, декоративные детали. Нельзя также не отметить колончатую отделку или декоративный пояс под карнизом. Особо выделяются гладкие и витые полуколонки с крупными бисеринами. Для обрамления проемов окон и дверей были использованы разнообразные наличники. Строение появилось позже старого музея, в 1896 году. Главным идейным вдохновителем проекта стал архитектор А. Эрихсон.

Основное крыльцо и в том, и в другом случае выполнено из кирпича. Они декорированы колоннами особенной формы, напоминающей кубышку. Их центральная область достаточно широкая. Все вышеперечисленные детали свойственны неорусскому архитектурному стилю.

Внутренние помещения домов тоже отличаются богатым оформлением. Из основных характерных черт стоит отметить сводчатые потолки разнообразных типов. Нельзя не упомянуть парадные лестницы с фигурным ограждением из металла в старом здании и с белым мраморным ограждением в новом. Межэтажные лестничные площадки выложены плиткой из мрамора, дополненной мозаикой.

Внутренние стены зданий декорированы однотипными кубышчатыми колоннами, лепниной, украшениями из настоящего камня, арками с гирьками.

Что касается ограждения бывшего усадебного имения, то оно также выходит на М. Грузинскую улицу. Его парадная зона была изготовлена по проектным чертежам того же А. Эрихсона в 1898 году. За основную манеру исполнения был взят неорусский стиль. База ограды представлена шестью столбами из кирпича. Их венчают декоративные кокошники. Между ними расположены кованые решетки с замысловатым узором. Справа ограждение соседствует с аркой из кирпича, имеющей шатровую крышу. Слева от него отходит вторая составная часть – обычная. Она обладает выразительным внешним видом и не отличается наличием богатых украшений.

Как будет проходить реставрация музея?

Исторический внешний вид построек нового и старого музеев дошел до наших дней практически без изменений. Комплексные реставрационные мероприятия в их отношении проводятся первый раз. Запланированы следующие восстановительные работы. Фундаменты и кладка стен из кирпича будут укреплены; крыши строений приведут в нормальный вид; окна, двери и их фурнитура также подлежат реставрации. Утраченные детали наши специалисты воссоздадут с использованием архивной документации. Это утверждение касается, прежде всего, флюгеров, слуховых окошек, оград из металла, башенки, на которой восседает двуглавый орел. Предполагается восстановление фасадного декора из лепнины и камня, наличников дверей. Каменным подоконникам из известняка и мрамора вернут первоначальный вид.

Что касается внутренних работ, то в помещениях домов мастера отреставрируют лепные украшения, порталы проемов дверей, поверхности сводов и стен, орнаментальную роспись. Они также восстановят утраченные элементы, отсутствующие в напольных плитах из мрамора, дополненных мозаикой.

В переходе, который соединяет под землей старый и новый музей, реставраторы произведут смену напольного покрытия, осуществят восстановление штукатурку сводов и стен. В ходе реставрационных работ в отношении ограды запланированы мероприятия по изоляции от влаги и укреплению кладки из кирпича.

История вопроса

В 1891 году П.И. Щукин приобрел земельный участок с двумя зданиями, выполненными из дерева, расположенный на ул. М. Грузинская. Для размещения огромной коллекции торговца потребовался дом. Его построили по заказу коллекционера. Позже именно эта постройка обретет название старого музея. В 1895 года строение стали открывать для беспрепятственного посещения всех желающих. Хозяин имения при этом сам комментировал и пояснял особенности своих образцов.

Со временем постоянно увеличивающееся собрание перестало вмещаться в помещения здания. По этой причине в 1898 году было создано второе строение – теперешний новый музей. В те же годы обе постройки соединили между собой при помощи туннеля. В 1905 году после устройства музейного склада строительство было окончено. В то же время П. Щукин передал свою коллекцию, а также всю недвижимость в дар Историческому музею.

В 1912 году, после того как скончался коллекционер, музей перестал существовать. Коллекции постепенно перешли в Исторический музей.

С 1934 года здания усадьбы стали выставочными и административными корпусами Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.

Б. Фрейденберг — известный отечественный архитектор, виртуоз эклектики, творил в неорусском стиле. Он создавал постройки по заказу московского купечества. Как правило, они размещались в районе Китай-города и на улице Неглинная. Архитектор стал автором проектов таких строений, как Александровское коммерческое училище, здание Московского купеческого общества, Сандуновские бани.

А. Эрихсон – русский архитектор, имеющий шведское происхождение. Один из известнейших мастеров модерна. Он использовал в своем творчестве такие стили, как эклектика, неоклассицизм, неорусский. В числе его созданий дом банка и торгового дома «И.В. Юнкер и Ко», Московская центральная телефонная станция Шведско-датско-русского телефонного акционерного общества, усадьба Третьякова.


Другие новости
Хаунклиф предлагает волшебные добавки для теплоизоляции
10 марта 2014
Хаунклиф предлагает волшебные добавки для теплоизоляции
Шпатлевка и штукатурные смеси с утеплителем — это новейшая разработка, представленная в России ТМ  Хаунклиф. Уникальная добавка способствует снижению потерь тепла, усиливает свойства самого строительного материала.
Москва делает ставку на оригинальные фасады домов
04 августа 2017
Москва делает ставку на оригинальные фасады домов
Оригинальные, высокотехнологичные фасады жилых и общественных зданий, яркий, неповторимый облик — вот цель, к которой стремятся в столице. На территории бывшего завода им. Ленина в Москве (ул. Автозаводская, 23) построят жилой дом повышенной комфортности с необычным фасадом.
Ruthmann — новая мощная автогидроподъемная машина
10 февраля 2014
Ruthmann — новая мощная автогидроподъемная машина
Ruthmann T630 — продуцент известной немецкой компании, специализирующейся на выпуске подъемных машин и механизмов. Модель  T630 поражает возможностями: по вертикали стрела с корзиной