Выполняется запрос

 

Лепной декор из гипса: как сберечь красоту

Благодаря своей высокой декоративности, гипсовая лепнина снова завоевывает и сердца дизайнеров, и умы обывателей. Но несмотря на видимую прочность материала, декоративные элементы из алебастра в значительной степени подвержены разрушению. От усадки зданий, разного рода вибрации (движение поездов метро и наземного транспорта, производимые вблизи здания строительные работы и пр.) и контакта с влагой (сырость в помещении, атмосферные факторы и протечки) лепнина разрушается куда быстрее и значительнее, чем несущие конструкции здания.

Масштаб работ и технологии

Работы по восстановлению лепных элементов на объектах историко-культурного достояния  становятся все масштабней и нужнее. Зачастую декор в виде лепнины украшает фасады восстанавливаемых зданий, и именно эти элементы выглядят наиболее траченными временем – они страдают и от суточных температурных скачков, и от атмосферных осадков, и от действия ультрафиолета, и от маслянистых наслоений выхлопных газов.

Наиболее популярным методом профессиональной реставрации являются так называемая ручная гипсовая лепка и литье, позволяющая максимально бережно восстанавливать первоначальный облик декора. Это крайне важно при работе с объектами культурного наследия. Традиционно, гипсовой лепниной в России украшались здания в XVII-XVIII веках: текущее состояние подобных объектов на сегодняшний день печально и их второе рождение напрямую зависит от профессиональных навыков реставраторов.

Прочный, легкий и негорючий гипс либо наносится послойно, чтобы восстановить образовавшиеся в декоре дефекты, либо отливается по форме заново. Мастера скрупулезно восстанавливают первоначальный вид всех частей, используя архивные данные. Ведь от точности изготовления формы зависит не только «узнаваемость» восстанавливаемого элемента, но и его конечное качество - эффектная декоративная рельефность. Использование качественных форм и предельно точный подбор материала являются залогом успешного восстановления даже наиболее пострадавших фрагментов. Все это невозможно без качественного исследования объекта культурного наследия.